Кейсы / Организация дискуссии — АрхМосква 2016

В рамках выставки АрхМосква2016 бюро коммуникаций «Рупор» организовало круглый стол  «Ломать нельзя построить: промзоны — новое пространство для жизни в городе», на котором собрались ведущие девелоперы, архитекторы, представители Правительства Москвы и урбанисты.

Организация дискуссии — АрхМосква 2016

Участники дискуссии обсудили будущее «ржавого пояса» столицы и высказали свои точки зрения относительно преобразования промзон в жилье, офисы, парки, творческие и образовательные кластеры.

Открыл дискуссию Алексей Артемов, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.  Он подчеркнул, что не все промзоны утратят свою исконную функцию, городские власти не ставят перед собой задачу вывести всю промышленность за черту города, а напротив, намерены поддерживать высокотехнологичное, высоко маржинальное  и безвредное производство.

Каждую пятницу на заседаниях градостроительной земельной комиссии (ГЗК) определяется направление комплексного развития  промышленных территорий Москвы. И если 10 лет назад большинство проектов редевелопмента промзон были связаны с офисным строительством, то сегодня все больше девелоперов склоняются к возведению жилья — это касается и нового строительства на бывших промышленных территориях, и реновации существующих фабричных зданий. При этом и архитекторы, и девелоперы сходятся во мнении о необходимости комплексного редевелопмента промзон – с продуманной социальной, культурной, транспортной инфраструктурой и созданием рабочих мест.

Начальник Управления Архитектурного совета Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Евгения Муринец отметила положительные тенденции в отношении девелоперов к освоению промзон. По ее словам,  девелоперы промышленных территорий стали привлекать к проектам хороших архитекторов, благодаря чему появляются интересные объекты, которые формируют новый облик города.

Архитектор Амир Идиатулин,  генеральный директор студии IND Architects, также отмечает растущее внимание девелоперов к качеству архитектурных решений и уровню проработки вариантов функционального назначения  при редевелопменте промышленных объектов.  Для компании О1 Properties его студия разработала проект комплекса апартаментов на территории бывшей кондитерской фабрики “Большевик”. Амир Идиатулин уверен, что на бывших промзонах можно создавать современные жилые проекты и комплексы апартаментов. «Это небольшой объект, какие-то здания остались нетронутыми, мы восстанавливали кирпичи, сохранили рисунок кладки. Зачастую дороже получается оставлять объекты и реконструировать их под новые функции, но лишь при таком подходе сохраняется история места, дух пространства, а это самое ценное в подобных проектах. Мы понимаем, что город развивается, ему нужны новые функции, и вместе с заказчиком мы придумываем новое назначение территориям бывших фабричных зданий», — рассказал Амир Идиатулин.  Архитектор считает, что в промзонах нужно реализовывать смешанные форматы, более ценные для развития городской ткани и для социального взаимодействия, —  возводить жилье, и при этом создавать рабочие пространства,  объекты культуры,  места для отдыха.

Руководитель Центра Прикладной Урбанистики Святослав Мурунов выступает за развитие в Москве наукоемких производств, в том числе в рамках существующих промзон, при этом эксперт отмечает важность создания комфортной среды обитания для специалистов, которые будут там работать: «Концентрация интеллектуального потенциала в Москве самая высокая, самые хорошие кадры здесь. Но инженерному составу нужна совсем другая среда, сервисы, уровень жизни, и проектирование новых предприятий должно учитывать смену этих укладов».

Дела и намерения крупных девелоперов иллюстрируют смену тренда с офисного на жилое строительство в бывших промзонах. Одна из самых насущных проблем при строительстве жилья – транспортная доступность. Иван Романов, управляющий директор Группы ЛСР, реализующей проект «ЗИЛАРТ», убежден, что «любому девелоперу, производящему застройку, необходимо тщательно исследовать транспортные потоки». В рамках проекта «ЗИЛАРТ» до конца 2022 года будет построено более 1,5 млн кв. метров недвижимости. С ним согласен вице-президент, руководитель комплекса стратегического развития АО «Лидер-Инвест» Дмитрий Коробейкин, эта  компания также осваивает территорию, когда-то принадлежавшую заводу «ЗИЛ». Он рассказал о планах построить на территории делового квартала Nagatino i-Land порядка 300 тыс кв метров жилья. При этом на объекте также будет создана вся необходимая транспортная и социальная инфраструктура: «Нас не город это заставляет делать, мы создаем продукт, чтобы людям было приятно и комфортно жить, и чтобы из-за этого проекта весь город не встал в одну большую пробку».

Марина Мальцева, заместитель директора департамента розничных продаж группы ПСН, также отмечает, что  «девелоперы сейчас задумываются о том, чтобы строить парки, обеспечивать социальную инфраструктуру. Мы тщательно продумываем проект с тем, чтобы жильцам не пришлось ехать в один конец города с ребенком в бассейн, в другой – на каток и т.д., а все находилось в границах твоего собственного района».

Юлия Пронина, руководитель отдела консалтинга Knight Frank, отметила, что у проектов реорганизации промзон есть ряд проблем: «Прежде всего, это перевод статуса земельного значения, который будет соответствовать новому проекту. Это длительная и проблематичная процедура, которая сильно удлиняет процесс редевелопмента».

Таким образом, архитекторы видят на месте «ржавого пояса» жилье нового формата и парки, девелоперы продолжают строить многотысячные жилые кварталы, а урбанисты предлагают оставить часть промзон «под паром» для будущих поколений и сосредоточиться на строительстве инфраструктуры и создании рабочих мест для квалифицированных кадров.

 

Фото  — Зиларт